dekarmi (dekarmi) wrote,
dekarmi
dekarmi

Categories:

О возрасте полярных льдов

Как некоторым из нас известно по научно-популярным фильмам, геологи-полярники сверлят полярные ледники и изучают извлеченные из глубин керны (трубки) накопившегося там древнего льда. Изучают осевшую когда-то атмосферную пыль, радионуклиды, пыльцу растений, газовый состав законсервировавшегося в пузырьках воздуха и т.д. и т.п. На основании этих данных получают представление о прошлом Земли, а также строят прогнозы о ее будущем (в т.ч. климатические).  
При этом считается, что лед на полюсах накапливался в течение сотен тысяч лет, а тонкие слои в полярных ледниковых шапках — это как кольца на древесном стволе, где каждая линия равна 1 году. 
Однако есть основания полагать, что это не совсем так. 
В 1942 г. шесть американских боевых самолетов полетели в сторону Англии, чтобы присоединиться к боевым действиям. Но над Гренландией они попали в сильную снежную бурю и совершили аварийную посадку на ледовом поле. Пилотов спасли, но самолеты оставили там, потому что дешевле было построить новые. С 1988 года в Гренландию отправлялись экспедиции, чтобы отыскать эти самолеты (для одного богатого коллекционера авиатехники). Когда наконец нашли, то оказалось, что за 48 лет поверх этих самолетов накопился слой снега и льда толщиной в 75 метров, т. е. больше чем по полтора метра в год. С такими темпами прироста ледовой шапки она могла сформироваться не за сотни тысяч, а за несколько тысяч лет. Причем самолеты под лед не проваливались - они оставались в горизонтальном положении. К ним протопили во льду большую шахту, разобрали один внизу и по частям подняли наверх. Уже снова летает. А на стенках шахты было много сотен "годовых" слоев льда. Видимо, они не годовые, а образовываются при изменениях погоды / перепадах температуры. После этого случая научное сообщество стало рвать на себе волосы, а также свои графики, таблицы, монографии и дипломы никак не изменило свои методы определения возраста отложений льда. До сих пор называют те слои годовыми.

Так искали самолеты зондированием толщи льда:






















Такую проделали во льду шахту, чтобы по частям поднять тот самолет наверх (на стенках видно много сотен "годовых" линий):  
















Чем эту шахту делали:















Разборка самолета в пещере, вымытой во льду горячей водой:














Цветная фотка из журнала (статья "Потерянная эскадрилья"):














Здесь можно почитать подробнее: The Search for the "Lost Squadron": A Story of Teamwork  (да и в других местах Инета тоже)

Здесь можно скачать эти картинки в более крупном, слайдовом формате (ок. 3 Мб).
Tags: матрица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments